Звоните в будни с 9:00 до 18:00 | приезжайте в офис: м. Пролетарская
8 (495) 223-18-00

Заказать обратный звонок

Как правильно выбрать строительного подрядчика?

15.04.2016

Чтобы выбрать хорошего подрядчика для проведения строительных работ, современные заказчики предпочитают организовывать конкурсы. Таким образом, они находят те строительные организации,состоящие в добросовестном строительном СРО, которые способны воплотить замысел клиента качественно и по разумной цене, уложившись при этом в минимальные сроки.

Конкурс должен быть тщательно продуман и организован для того, чтобы его оценки были более объективными. Если соревнование предполагает разыграть тендер на работы, которые будут оплачены бюджетными средствами, такой конкурс не следует принимать в расчёт. Победитель соревнования заранее известен. Мероприятие является формальностью и проводится только по требованию законодательства. В данной статье речь пойдёт о клиентах, которые, не имея необходимого опыта организации конкурсов, собираются тратить на строительство собственные деньги.

 Стоит ли проводить тендер?

 При проведении частного строительства конкурс можно не проводить. Заказчик может просто выбрать строительную компанию, которую ему рекомендовали, с которой он уже когда-то сотрудничал и получил необходимый результат и т. д. Проведение тендера обязательно только при государственном строительстве, когда средства на осуществления проекта берутся из бюджета.

Несмотря на то, что частный заказчик может отказаться от проведения тендера, организовать конкурс ему намного выгоднее. Конкурируя между собой, потенциальные подрядчики стремятся предложить лучшие условия и обойти соперников. Кроме этого, организация конкурса говорит о клиенте, как о серьёзном заказчике, который не потерпит недобросовестного отношения к работе. Результатом проведения тендера становится снижение бюджета строительства на 10% и более. Заказчик сможет найти ту организацию, которая построит объект в минимальные сроки и без ущерба для качества.

Не менее выгодны конкурсы и строительным организациям. Для них тендер становится хорошим способом поиска клиентов и улучшает их дальнейшее профессиональное развитие. Получив положительный отзыв, компания может рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с заказчиком, а также на то, что клиент порекомендует организацию своим знакомым.

 С чего начать организацию?

 Конкурс можно разделить на несколько основных этапов. Первый из них считается подготовительным. Это наиболее сложный и ответственный этап. Положительные результаты будут достигнуты только в том случае, если подготовка к мероприятию была проведена ответственно.

Сначала должен быть подписан приказ о проведении тендера. Документ создаётся заказчиком строительных работ или его уполномоченным лицом. Затем должна быть организована комиссия, которая будет оценивать участников. В приказе о создании комиссии необходимо указать права и обязанности, состав, сроки работы и другие обязательные условия функционирования. В большинстве случаев в обязанности комиссии входит рассмотрение заявок участников, утверждение конкурсной документации, определение победителя, оформление протокола итогового заседания.

После создания комиссии следует определить порядок проведения самого тендера. Выделяют 2 основных варианта конкурсов: закрытые и открытые. В первом случае к участию будет допущено только ограниченное количество организаций. Вероятно, заказчик заранее выбрал наиболее надёжные на его взгляд компании. Конкурс проводится затем, чтобы выбрать лучшего из лучших. Если тендер открытый, принять участие могут все желающие.

Определив форму конкурса, комиссии необходимо определить количество его этапов, время и место проведения, установить требования, предъявляемые к участникам, а также уладить все прочие формальности. Затем нужно сформировать конкурсную документацию. Прежде всего, следует составить извещение о проведении мероприятия. Это второй этап проведения конкурса. В извещении нужно указать такие сведения, как: название и контакты организатора тендера, место и время проведения мероприятия, сведения об объекте тендера, информация о месте выполнения работ, их объёмах и сроки выполнения. Также нужно указать сроки заключения подрядного договора, требования к участникам, место подачи заявок (если конкурс открытый), критерии оценок.

Последний пункт – критерии оценок – требует большей детализации. Многие заказчики, выбирая строительную организацию, в первую очередь оценивают стоимость предлагаемых услуг, поскольку клиент всегда хочет избежать больших трат. Однако данный подход является ошибочным. Если подрядчик предлагает невысокую цену за свои услуги, возможно, он намерен получить деньги и не выполнить свои обязательства. Строительная компания, предлагающая дешёвые услуги, может использовать неквалифицированную рабочую силу. Итоговый результат не будет отличаться высоким качественным.

Не следует исключать и те случаи, когда строительная организация указывает не полную стоимость работ, а только цену за часть услуг. Выиграв тендер и подписав контракт, подрядчик выставляет полную стоимость работ, ставя заказчика в неловкое положение. Чтобы избежать такой ситуаций, клиент должен получить сведения о том, в какую сумму обошлись подобные работы другим заказчикам, сотрудничавшим с выбранной компанией. Помимо этого, заказчик должен учесть наличие или отсутствие у строительной фирмы специализированной техники и получить подробные сведения о работниках компании.

 Конкурсная документация

 В документации конкурса следует оговаривать формы заявок на участие. Компании-участники должны быть проинформированы о том, какие именно документы необходимо приложить к заявке. Там же должны содержаться общие сведения о предмете тендера. В документацию входят техническая часть и проект подрядного договора. Обязательной считается инструкция для участников конкурса.

Заказчик имеет полное право изменять условия проведения мероприятия, требования и другое. При этом он обязан сообщать обо всех изменениях, чтобы участвующие подрядчики смогли скорректировать свои заявки должным образом или принять решение об отказе от участия, если новые условия являются для них неприемлемыми.

 Извещение

 Это очередной этап проведения конкурса, предполагающий доведение содержания документации до сведения всех участников мероприятия. Существует несколько способов оповещения. Если планируется проведение закрытого тендера, заказчик рассылает документы выбранным участникам. При проведении открытого конкурса клиент размещает сведения на своём сайте или пользуется услугами средств массовой информации.

Далее следует сбор предложений от потенциальных участников конкурса. Подрядчики присылают свои заявки на бумажных носителях, по факсу или электронной почте. Чтобы достичь наибольшей эффективности при проведении мероприятия, клиенты нередко применяют те же методы, которыми пользуются при работе с государственными проектами. Метод предполагает, что условия, предлагаемые строительной компанией, не должны быть известны её конкурентам. Все заявки поступают клиенту в запечатанных конвертах. Предложение каждого участника станет известно только на заседании конкурсной комиссии, когда все конверты будут вскрыты. Данные меры предосторожности необходимы по нескольким причинам. Прежде всего, каждая отдельно взятая компания не будет знать о предложении конкурентов, а значит, не сможет с выгодой для себя откорректировать своё собственное предложение. Запечатанный конверт поможет избежать возможного заговора между кем-либо из членов комиссии и участниками конкурса.

 Заключительный этап

 Как только все предложения будут изучены, начинается последний этап конкурса, связанный с подведением итогов. Члены комиссии должны сравнить полученные предложения и выявить, какое из них более всего соответствует требованиям, предъявляемым заказчиком строительства.

В первую очередь комиссия отказывает тем организациям, чьи предложения не соответствуют даже минимуму необходимых требований. Отказ может быть связан с отсутствием допуска СРО. Недопустимо пользоваться услугами строительной компании, которая не имеет необходимых лицензий. Обязательным условие сотрудничества должно быть наличие материальной базы. Серьёзная организация имеет в собственности исправное строительное оборудование. Комиссии следует оценить выручки, которую компания получила за предыдущие работы. Если выручка окажется недостаточной, это может стать поводом для отказа от сотрудничества.

Таким образом, среди участников проводится предварительный отбор. Все компании, имеющие допуск СРО, нужное количество лицензий, необходимую материальную базу и хорошую выручку за предыдущий заказ, считаются прошедшими этот отбор. Затем комиссия должна выбрать участников, предлагающих наиболее выгодные условия для заключения договора. При этом используются балльно-экономический, балльный и экономический критерии оценки.

Все полученные баллы должны быть занесены в специальный протокол. Это необходимо для того, чтобы впоследствии заинтересованные лица не смогли исправить эти показатели в свою пользу. Полученные данные должны быть одобрены заказчиком или его законным представителем.

Победителя конкурса уведомляют о том, что он выиграл тендер. После чего представителя выигравшей компании обычно приглашают для уточнения всех необходимых деталей. Если все формальности улажены, и стороны согласны сотрудничать, готовится договор, который впоследствии подписывают клиент и исполнитель.

 Организация конкурса не менее ответственное мероприятие, чем само строительство объекта. Несмотря на то, что многие заказчики стараются обойтись без проведения тендера, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что конкурс по-настоящему необходим как самому клиенту, так и фирмам-подрядчикам.


Возврат к списку