Звоните в будни с 9:00 до 18:00 | приезжайте в офис: м. Пролетарская
8 (495) 223-18-00

Заказать обратный звонок

Число компаний-однодневок уменьшилось, их не так просто распознать

 Проверка контрагентов сегодня перестает быть похожа на попытку визуализировать внешность человека, зная его номер телефона. Новейшие информационные технологии, инструменты для обработки информации повышают прозрачность бизнеса, уменьшают вероятность ошибки в процессе установления благонадежности организации если использовать системный подход к подобной деятельности.

 Не стоит забывать, что основатели однодневок проявляют все большую изобретательность. Аналитические данные говорят о том, что число «готовых» компаний (о которых можно сказать, основываясь на имеющейся информации, что они реально работают) увеличилось с 2011 года по настоящий момент с 24 до практически 50 процентов.

 Если в это группу добавить юридических лиц, обладающих какими-либо признаками благонадежности, то их число увеличится до 84 процентов в сравнении с 50 процентами в 2011 году по свидетельству сводных данных, предоставленных системой СПАРК.

 Главной причиной является увеличение числа информационных источников о готовых фирмах и развитие информационных технологий. Несколько лет назад налоговые органы начали раскрытие данных о фирмах-налогоплательщиках, начал работать электронный реестр федерального уровня существующих событий в деятельности компании. Появилось больше информации о проверках бизнесов, разрешениях и лицензиях.

 Но намного большее имеет значение непрерывно расширяющийся источник «большие данные» - необъятный информационный массив о разнообразных «сигналах» о деятельности юридических лиц, которая собирается в специализированных информационных базах.

 «Большие данные» представляют собой неструктурированную информацию, огромную по объему. Это онлайн данные, поступающие в режиме настоящего времени. Аналитические информационные системы по организациям, присутствующие на рынке, конкурируют между собой на предмет полного и быстрого анализа данных.

 «Большие данные» помогли окончательно понять, что надежность контрагента является динамически изменяющейся реальностью, основанной на глубоком и непрерывном анализе феномена «однодневности», сообщил Илья Мунерман, являющийся доцентом Финансового университета при российском правительстве и разработчиком методики ИДО (индекс должной осмотрительности), который был разработан в СПАРКе, чтобы выявлять компании-однодневки.

 Фирмы-однодневки совсем недавно отличались массовыми адресами и массовыми директорами. Но современные владельцы таких компаний демонстрируют усовершенствованную изобретательность: нанимают индивидуального директора, снимают офис и телефон, на звонки отвечает настоящий секретарь. У такой организации не редко существуют корпоративный сайт, не имеет значения, что он создан шаблонными программами из интернета. Он предоставляет отчетность в налоговые органы и выплачивает налоги.

 Благонадежная организация отличается сложными и качественными показателями: «живой» портал, настоящие платежи, обновляющиеся объявления о вакансиях, исполненные и заключенные госконтракты.

 Попытка оградить бизнес от компаний-однодневок аналогична работе противоугонных автомобильных систем: независимо от ее надежности спустя определенный срок угонщики подбирают ключ, чтобы ее вскрыть. Такая же ситуация развивается и в борьбе с организациями-однодневками: чем тщательнее проводится работа по их установлению, тем качественнее они маскируются, и чтобы и х установить, требуется распознать новые признаки.

 Были выявлены такие ситуации, когда из двух компаний, обладающих идентичными факторами, одна оказывалась надежной, другая – однодневкой, - сообщил Мунерман.

 В качестве примера можно привести несколько организаций, из них две – реально работающие, одна – мошенническая.

 В первом примере представлен интернет-магазин, специализирующийся на реализации спортивного питания. Он имеет типичные факторы риска (отсутствует финансовая отчетность для расчета ИПД и ИФР, также «нехороший» ИДО) и тем не менее, это благонадежная компания. Она работает по-настоящему, не занимается обманом клиентов, заказы реализует в установленный срок. Но установить этот факт возможно путем личного взаимодействия.

 Аналогичным образом обстоят дела у компании, представленной на втором примере, она продает гидропонное оборудование по франшизе. Изначально отличалась небольшим показателем ИДО. Это не однодневка, что удалось быстро понять по признакам настоящей работы организации, появившимся в интернете.

 На третьем примере представлена компания-помойка, хотя она имеет схожие показатели. С ее помощью мошенники проворачивают схемы возмещения НДС, на самом деле который не выплачивался. Аналитики смогли это установить после обнаружения информации о прохождении компании по уголовному делу (мошенничество с НДС).

 Аналитическая модель определяет признаки ненадежности при установлении новой информации. По этим данным улучшается или ухудшается рейтинг компании.

 На четвертом примере приведен интересный пример фирмы, занимающейся оптовыми поставками оборудования.  С учетом формальных признаков ее отнесли к максимальному уровню риска. Об этом говорят следующие факторы: небольшой срок деятельности компании, маленький уставной капитал, отсутствует финансовая отчетность. После попадания финансовой отчетности и данных о выигранных тендерах по государственным контрактам, уровень риска организации существенно снизился.

 Во многих ситуациях выявляется благонадежность организации за счет определенного набора признаков.

 «Большие данные» обладают все большими факторами, способствующими разделению «хороших» и «плохих» организаций, рассказал Мунерман.

 О действительной работе компании способны рассказать данные о ее активной работе в интернете, получении лицензий и патентов, участии в государственных закупках, судебных делопроизводствах, залогах или наличие задолженности по налоговым сборам.

 Индекс необходимой осмотрительности комплексно анализирует больше 40 разных факторов, дающим возможность обнаружить различные признаки работы юридического лица. В реальной жизни это означает, что компания, не сигнализирующая о своей деятельности, выдаст себя неизбежно.

 По мнению Мунермана, в нашей стране многие юридические лица, специализирующиеся на производстве услуг и товаров, ведут странную деятельность, которую невозможно адекватно проанализировать. Число таких организаций сегодня сократилось, но компания-однодневка обладает сегодня более разнообразным портретом, измененным до неузнаваемости.

 Непросто установить ситуации «перехвата», когда организации с большим послужным списком и историей неожиданно разоряются, ее продают и она начинает работать по серым схемам. К примеру, компания, выпускающая в 80-90 годы запчасти, разорилась и присоединилась к другой организации. Правоприемник спустя определенный срок обзавелся признаками массового адреса, массового руководителя, сменил регион регистрации, обзавелся задолженностями по налогам и судебными разбирательствами о взыскании задолженностей. Индекс необходимой осмотрительности организации снижается в зону повышенной опасности.

 Вызывают сомнения по поводу взаимодействия с партнерами такие факторы, как возврат корреспонденции, отправленной по почте с отметкой, что такой адресат не значится или телефон, который постоянно молчит, также нет возможности прямого контакта с руководителем. Наталкивать на сомнения также должны задолженности по налоговым сборам или компания проходила в качестве ответчика в судебных разбирательствах о долгах, был изменен адрес регистрации.

 Обнаружение ненадежных организаций стало для аналитиков и действующих бухгалтеров непрерывным процессом. Ошибка в данном случае имеет высокую цену: появление единственной «помойки» в цепочке «НДС» вызывает проблемы у многих компаний, даже не имевших прямого к ней отношения.

 Подход к анализу деятельности контрагента «для отмазки» здесь не применяется, в данной ситуации требуется непрерывный анализ, осознание полного круга бизнесов, с которым придется соприкоснуться компании.

 Ситуация с компаниями-пустышками вышла на международный уровень. В марте прошла конференция РСПП, посвященная налоговым вопросам, где обсуждалось, что в пределах BERS (международный план) на «крючок» налоговиков будут ловится по всему миру компании, претендующие на прибыли, но при этом не имеющие персонала, не проводящие реальной работы и не берущие на себя обязательства в составе группы. Ситуация с однодневками остается актуальной, бдительность потребуется еще долгое время. 

Возврат к списку